Почему на Пасху красят яйца? Откуда взялось слово «пасха»? Что этот праздник вообще означает? В преддверии Пасхи Христовой мы собрали восемь самых распространенных вопросов об этом празднике, которыми сегодня задаются люди. Ответить на них нам помогает Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии.
- Что это за слово такое — «Пасха»? Почему этот день так называется?
Согласно Священному Писанию, три с половиной тысячи лет назад Бог совершил суд над Египтом за то, что египтяне жестоко обращались с Божьим народом — израильтянами, которые были у них в рабстве в то время: на страну обрушились десять так называемых «казней Египетских», последней из которых была смерть первенца в каждой семье. Эта казнь не коснулась находившихся в то время в Египте израильтян: по повелению Бога они помазали косяки дверей своих домов кровью ягнят, и ангел, который проходил и убивал первенцев, проходил мимо их домов.
Это «прохождение мимо» — по-еврейски «песах» — и дало название празднику. Каждый год евреи вспоминают, что они были рабами, но Бог освободил их и исполнил обещание: «Приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх. 6:7).
- Почему христиане празднуют еврейский праздник?
Началось все с того, что две тысячи лет назад Бог избрал еврейский праздник Пасхи как время смерти Своего Сына Иисуса Христа — и сделано это было не случайно. Между исходом из Египта и распятием Христа есть сходство: когда-то кровь ягнят защитила израильтян; теперь же кровь Христа, Сына Божьего, избавила от вечной гибели тех, кто поверил Ему. Когда-то Бог вывел один народ из рабства; теперь смерть Христа освободила нас, принадлежащих к разным народам, от старой жизни, в которой мы были рабами греха. Не случайно в Библии церковь названа «церковью первенцев» (Евр. 12:23), а Христос — «нашей Пасхой» (1 Кор. 5:7). Мы празднуем не древний еврейский праздник выхода из Египта, а новый «исход» — от мира преступлений и смерти к миру благой и вечной жизни с Богом.
- Что значит «Христос воскресе — Воистину воскресе»?
Суть этой фразы-приветствия такова: приветствующий утверждает, что Иисус Христос воскрес из мертвых, а приветствуемый подтверждает: Он действительно воскрес.
Дело в том, что главная радость Пасхи — в воскресении Христа. Если бы Христос только умер, то нам не на что было бы надеяться. Кому бы верили? Тот факт, что Он воскрес, означает, что жертва Христа принята Богом-Отцом вместо смерти нас, грешников, грех и смерть побеждены, вечная жизнь доступна.
Кроме того, эта фраза означает: Христос живёт, и мы будем жить. Поэтому так естественно выразить наши пасхальные чувства именно словами о воскресении. В этом традиционном приветствии есть и исповедание веры, и радость от победы, и восхищение Богом, явившем Свою любовь в смерти на кресте.
- Какое отношение Пасха имеет ко мне?
Действительно, кажется, что никакого: Христос же умер две тысячи лет назад. Однако для Бога время не преграда. Поэтому и мы можем быть реальными соучастниками пасхального события.
Иисус Христос призывает нас присоединиться к Нему, поверив Его вести о прощении грехов и раскаявшись в своих грехах. Апостол Павел писал: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). Сегодня Иисус соединяет нас с Собой в Своей смерти и воскресении. Суть жизни каждого христианина уже изменена умершим за него и воскресшим Христом. Так что Пасха — это главный праздник не только в Божией истории, но и в моей личной жизни.
- Как нужно готовиться к празднику и праздновать Пасху?
Центральная часть любого христианского праздника — поклонение Богу. Он «Тот, для Которого всё и от Которого всё» (Евр. 2:10), поэтому христиане — Его народ — собираются вместе, и мы вслушиваемся в Его слова через Библию, обращаемся к Нему в молитвах, поём и славим Его. Но и просто украшение церквей, и общение верующих за одним столом — всё это выражает нашу радость о Христе и Его церкви.
Также, чтобы Пасха ощущалась как праздник, важна подготовка. Празднование входа Христа в Иерусалим за неделю до Пасхи, воспоминание Его страданий в четверг и пятницу, приобщение к Его распятому телу и пролитой крови через вечерю Господню (евхаристию) — это особенно помогает нам подойти к радости воскресения.
- Зачем на Пасху делают и светят куличи и яйца?
Существует легенда о яйце, покрасневшем в руках у Марии Магдалины на приёме у императора. Исторически она весьма сомнительна. Скорее всего, обычай красить яйца пришёл к нам из весенних праздников, связанных с сельским хозяйством.
Как бы то ни было, сегодня яйца и куличи — узнаваемые пасхальные символы. Здесь важно не превращать праздник лишь в игру вокруг яиц, но суметь использовать их, чтобы выделить этот день как особенный. А если кто-то считает их бессмысленными или неуместными, тем стоит обойтись без них. Главное помнить, что мы призваны не суетиться или ссориться, а вместе поклоняться Тому, кто ради нас смертью победил смерть.
- Почему Пасха каждый год выпадает на разные числа?
В древнем Израиле пользовались лунным календарём, поэтому дата иудейской Пасхи — 14-е число месяца авива (позже он стал называться «нисан») — выпадает на разные числа нашего солнечного календаря. Христианская церковь отчасти заимствовала эту традицию, установив праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, не предшествующего дню весеннего равноденствия, но так, чтобы это не совпадало с иудейской Пасхой. Сегодня, правда, используется не астрономия, а давно составленные таблицы с датами (пасхалии), которые, кстати, астрономическим данным уже не соответствуют.
- Почему в Европе и России Пасху празднуют в разное время?
На западе в конце XVI века была принята другая пасхалия и другой, григорианский календарь. Русская Православная Церковь по-прежнему использует древнюю пасхалию и юлианский календарь. Из-за этого в некоторые годы даты могут совпасть, а в некоторые разница доходит до пяти недель.
Любопытно, что первый спор о дате празднования Пасхи случился ещё во втором веке. Тогда малоазийские общины праздновали её 14-го нисана, а римские — в первое воскресение после 14-го нисана. Хотя Поликарп Смирнский и Аникита Римский не смогли договориться о едином порядке, у них хватило мудрости терпеливо отнестись к данному различию и сохранить христианское общение. Этому и нам стоит поучиться. Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25) — вот что действительно важно, а не дата события. Христос Воскрес!
Автор — © Павел Тогобицкий, ekklesia
СМОТРИТЕ КРАСИВОЕ ВИДЕОПОЗДРАВЛЕНИЕ СО СВЕТЛОЙ ПАСХОЙ НИЖЕ:
ПОНРАВИЛОСЬ? СОХРАНИТЕ СЕБЕ НА СТРАНИЦУ, НАЖАВ НА КНОПКУ