Мария Мериан. Любят ли женщины насекомых?
Когда вспоминаешь выдающихся женщин прошлого, в первую очередь приходят на ум имена могущественных властительниц, красавиц, прославившихся своими громкими романами с монархами, художниц, писательниц, лишь изредка ученых дам вроде Марии Кюри. Представить себе, чтобы женщина родом из XVII века могла прославиться своей страстью к изучению насекомых и оставить благодаря этому увлечению след в истории и энтомологии, сложновато.
Тем не менее такая женщина на самом деле существовала. Звали ее Мария Сибилла Мериан.
Мария Мериан — удивительная женщина, обладавшая талантливой и многогранной натурой. Она была художницей, гравером, натуралистом, издателем и путешественницей, женщиной, которая осмелилась посвятить свою жизнь научной деятельности и избрать науку, к которой большинство ее современников относилось с отвращением и презрением. Всю свою жизнь Мария Сибилла посвятила изучению «омерзительнейших созданий», которые считались чуть ли не порождением дьявола.
Эта талантливая женщина сумела объединить свой талант художницы со страстью к энтомологии. Заслугой Мериан стало подробное красочное изображение и популяризация явления метаморфоза насекомых.
Что же известно о жизни этой необычной дамы? Родилась она в немецком городке, который назывался Франкфурт-на-Майне, в семье книгоиздателя и гравера Маттеуса Мериана. Это был уже пожилой мужчина, который отошел в мир иной, когда малышке Марии было всего два года от роду. После себя он оставил многочисленное потомство и множество прекрасных книг с гравюрами на историческую и библейскую тематику.
Воспитанием девочки занимался отчим. Это был весьма талантливый художник, родом из Голландии. Марель, так звали второго мужа матери малышки Марии, одним из первых заметил способности девочки к рисованию и занялся ее образованием. Под его руководством юная Мария успешно овладела мастерством художницы. Особенно замечательно получались у нее ультрамодные цветочные картинки, по которым сходила с ума европейская знать тех лет.
Мать Марии организовала маленькую мастерскую по производству шелка. Этот бизнес по тем временам в Германии считался экзотическим, но, тем не менее, приносил семье неплохую прибыль. Все домочадцы, в том числе и героиня нашего рассказа, принимали непосредственное участие в этом деле. Мария лично ухаживала за насекомыми, кормила необычных питомцев, производила их сортировку при помощи бумажных кулечков.
Любой другой представительнице прекрасного пола это занятие показалось бы отвратительным, но Марии оно нравилось. Ей было интересно рассматривать и зарисовывать насекомых, это занятие не надоедало юной художнице.
В семнадцать лет Мария Сибилла вышла замуж. Ее избранником стал Иоганн Граф, один из учеников отчима, казавшийся весьма талантливым живописцем. Даже сам император Леопольд I высоко оценил способности молодого дарования и заказал ему написать собственный портрет. Однако женившись, этот подающий большие надежды художник растерял все амбиции и к семейной жизни оказался мало пригоден.
Несмотря на то что Графу осталось неплохое наследство в виде типографии и мастерской, семья испытывала материальные затруднения. Мария, устав от нужды, взяла на себя обязанности по содержанию мужа и маленькой дочери. Она решила добывать средства к существованию при помощи своих талантов.
Мериан создала особенную краску, которая со временем не выгорала и не теряла первоначальный цвет. Этой краской она стала расписывать модными цветочными орнаментами скатерти, которые охотно покупали светские дамочки. Скатерти были не только очень красивы, они не теряли свой вид после стирки и сушки на солнце. Марию буквально завалили заказами на чудо-скатерть.
Финансовые дела семейства Граф пошли в гору, однако Мария не удовлетворилась достигнутым. Она создала пособие цветочных узоров для любительниц вышивки, которое пользовалось у последних большим успехом.
Но ни роспись скатертей, ни работа над цветочными гравюрами не позволили нашей героине забыть о своем увлечении. Она с интересом продолжала наблюдать за насекомыми и делать зарисовки, стараясь запечатлеть увиденное. Постепенно она становилась заправским энтомологом, ничуть не уступающим в знаниях ученым мужам.
В своем саду художница-энтомолог собирала гусениц и несла их домой, чтобы потом хорошенько рассмотреть и изучить. Однажды она раздобыла где-то дохлую мышь и держала ее дома, чтобы иметь возможность хорошенько разглядеть личинок и червей на ее тушке. Согласитесь, что поступить так мог лишь человек, страстно увлеченный наукой.
Результатом систематического наблюдения за жизнью насекомых стала «Книга о гусеницах». Художница сутками наблюдала за гусеницами, фиксируя едва заметные изменения, которые претерпевал со временем их внешний вид. Эти изменения она скрупулезно зарисовывала.
В семнадцатом столетии люди очень мало знали о бабочках, о том, как они развиваются, чем питаются. Мериан же словно на фотографической пленке фиксировала все, что касалось жизни гусениц. Результатом кропотливого труда художницы стала уникальная для Нового света книга — «Удивительное превращение гусениц и необычное питание цветами прилежно исследовала, кратко описала, зарисовала с натуры, гравировала и издала Мария Сибилла Граф».
Издание книги было смелым шагом. Следует отметить, современникам нашей героини интерес к насекомым казался странным и непонятным, даже греховным. Как могла женщина возиться с этими омерзительными, похожими на создания преисподней, тварями?
В семейной жизни Марии наступил кризис. Муж, которому было сложно смириться с успехом жены, превзошедшей его в своем искусстве, охладел к супруге, да и сама Мария потеряла интерес к семейной жизни. В 1658 году Мериан ушла от мужа, забрав с собой двух дочерей. Теперь она могла полностью посвятить себя любимому делу.
Став свободной от супружеских уз, Мериан зажглась желанием посетить Южную Америку. Ее влекла жажда к новым открытиям, к изучению насекомых с далекого неизведанного континента. Путешествие в Новый свет в XVII веке представлялась мероприятием опасным и трудным для женщины. Кроме штормов, море могло преподнести еще более неприятные сюрпризы в виде пиратов, которыми буквально кишели морские просторы.
О путешествиях Марии Мериан сохранилось мало сведений, однако благодаря поездке в Новый Свет она заняла свое место в истории как одна из первых отважных первопроходцев той эпохи. Учитывая, что нашей героине во время ее путешествия в Южную Америку было уже за пятьдесят и что судна тех времен отнюдь не были комфортабельными, можно было бы сказать, что для нее это мероприятие было настоящим подвигом во имя науки.
Оказавшись в южной Америке, наша героиня вместе с двумя дочерьми выбрала для исследований верховье реки Суринами. Местность была опасной, европейским колонистам угрожали сбежавшие с плантаций негры. Да и климат, жаркий и влажный, делал пребывание там очень тяжелым. Однако художница-энтомолог, казалось, не замечала трудностей и неудобств. Она с головой ушла в изучение мира насекомых, поражавшего своим разнообразием и обилием.
Весь свой дом Мария заставила ящиками с насекомыми, которых местное население каждый день приносило странной даме в огромном количестве. Мериан щедро платила аборигенам за гусениц, жучков, червячков и других насекомых. За несколько лет у нее собралась бесценная энтомологическая коллекция, равных которой по тем временам было не найти.
Мария Мериан ушла из жизни в преклонном возрасте. Дело ее жизни продолжили дочери, которым наша героиня сумела привить интерес к науке и любовь к миру насекомых. Гравюры Марии Сибиллы Мериан и на сегодняшний день не знают себе равных по точности и красоте зарисовок.