А.П. Чехов: обличение пороков или свет новой жизни?

Русская классика — это огромное здание литературы, пропитанное болью и беспокойством за судьбу маленьких людей. Поэтому она имеет общечеловеческое звучание и популярна до сих пор во многих странах мира.

Те из нас, кому за сорок, помнят детскую игрушку калейдоскоп. Приставляя к глазу небольшую цилиндрическую трубу и вращая ее в разных направлениях, можно было увидеть все новые и новые кристаллические узоры.

Так, читая и перечитывая произведения русских классиков, мы каждый раз находим новые грани выражения действительности и ищем ответы на непростые вопросы бытия. Таковы рассказы и повести Антона Павловича Чехова! Искренние и надолго западающие в сознание, заставляющие задуматься…

Сатирический рассказ «Свистуны» проникнут глубоким презрением к баринам, которые услаждают себя умилительными сытыми разглагольствованиями в славянофильском духе о святости русского народа и в то же время с крепостническим свинством унижают этот самый народ.

В рассказе «Маска» Чехов смеется над подхалимством служилой интеллигенции, считающей себя либеральной, «мыслящей» и вместе с тем лакействующей перед диким самодурством пьяного купца-миллионщика.

Хамство «сильных мира сего», угодничество перед ними, барство, паразитизм, грубость, пошлость, насилие над «маленьким» человеком, ложь, невежество — таковы были враги Чехова, мишени его великолепной сатиры, вдохновленной беспредельной любовью к простым, рядовым людям.

В рассказах «Смерть чиновника», «Справка», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» по-новому продолжаются и развиваются лучшие традиции Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Смерть маленького чиновника от страха из-за того, что он в театре нечаянно чихнул на лысину генерала, представляет собой сатирическое преувеличение, подчеркивая всю печальную, постыдную и жалкую правду жизни.

Борьба с пороками общества была не только в рассказах Чехова, она была и в жизни писателя.

Антон Павлович родился в Таганроге 17 января 1860 года в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавочки. Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно называл себя, по профессии и художником — по душе. Его одаренность была разносторонней. Он увлекался живописью, самостоятельно выучился играть на скрипке.

Самым сильным увлечением Павла Егоровича был созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. Именно этот хор, а не торговля, был подлинным интересом его жизни. И тем не менее то положительное, что было в натуре Павла Егоровича и в его отношении к детям, было страшно искажено чудачеством, самодурством, мещанством, исковеркано тяжестью жизни.

В 1889 году в письме к брату Александру, упрекая его в самовластности, неуравновешенности в отношении к детям и жене, А. Чехов писал:

«Я прошу тебя вспомнить, что деспотизм и ложь сгубили молодость твоей матери. Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды…»

Действительность, окружавшая Антошу Чехова, была покушением на его свободу. Еще более сильным врагом, чем семейный деспотизм, была гимназия.

Таганрогская гимназия была идеальной с точки зрения царского министерства народного просвещения, но она в то же время была настоящей фабрикой рабов. Из учащихся нужно было воспитать таких же рабов, какими были сами учителя, забить учеников до состояния постоянного трепета, угодливости, уничтожить в них сознание собственного достоинства.

Со всех сторон наступала на Чехова действительность, стремившаяся сделать из него раба, отовсюду надвигалось на него насилие. Но чем грубее был этот натиск, тем сознательнее и упорнее становился юноша Чехов в отстаивании своей внутренней свободы и своего человеческого достоинства.

Пройдут годы… И уже в позднем периоде творчества Антона Павловича зазвучат новые ноты — тема обновленной и более справедливой жизни в будущем. Начнет развиваться и достигнет небывалых вершин Чеховская драматургия. Из-под пера великого мастера на сцену выйдут пьесы: «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». Апофеозом темы новой жизни станет пьеса «Чайка». Так, сквозь мрак жизни, преодоленный героиней пьесы, мы различаем леймотив «Чайки» — тему полета, тему победы.

Один из героев пьесы «Три сестры» говорит явно от имени автора:

«Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества равнодушие, лень, предубеждение к труду, гнилую скуку… через какие-нибудь двадцать пять-тридцать лет работать будет уже каждый человек. Каждый!»

Что можно сказать с высоты прошедшего с той эпохи времени? Кто-то скажет о полной наивности А. П. Чехова, кто-то приведет картину мира, раздираемого политическими, социальными и духовными противоречиями, кто-то заговорит о приближающемся «конце света» и т. д... А может быть, золотой век человечества впереди и еще не все потеряно? Вопросы, на которые пока нет ответа.

Антон Павлович Чехов умер 2 июля 1904 года в немецком курортном городе Баденвейлере. В Москву тело писателя было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись 9 июля. Могила Антона Павловича — на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: