Что общего между археологией и Агатой Кристи?
Археология в жизни Агаты Кристи занимала одно из важнейших мест на протяжении нескольких десятилетий. Будучи уже пожилым человеком, в возрасте 65 лет Агата Кристи продолжала выезжать на раскопки вместе со своим вторым мужем Максом и стоически переносила все тяготы быта археологических экспедиций.
Страшные бури, изматывающая жара, ливни неделями, опасные насекомые, разносящие разную заразу, — все это не останавливало писательницу, которая приспособилась писать, сидя в какой-нибудь палатке и подложив под листок бумаги какую-нибудь дощечку или камень. Многие ее романы 4050-х годов были написаны не в уютном и теплом кабинете с горящим камином, а в походных условиях. К тому же она не просто сопровождала мужа и занималась на археологических стоянках написанием романов, Агата Кристи внесла свой особый вклад в развитие археологии того времени как науки.
Женщинам в экспедициях поручалась самая кропотливая работа — очищение от почвы найденных артефактов и экспонатов, костей и различных черепушек, их описание, фотографирование и ведение каталогов. Именно этой рутинной работой и занималась Агата.
Она придумывала разные методы сохранения находок в новых для них условиях, чтобы те не погибли, пролежавшие в земле долгие тысячелетия и теперь вынутые на слишком сухой воздух. Агата в одиночку восстановила около 30 слоновых и деревянных клинописных табличек, которые сегодня являются важнейшим историческим памятником древних цивилизаций.
Именно ей и ее мужу посчастливилось сделать важное археологическое открытие — отрыть храмы и дворцы, жилые кварталы древних ассирийских городов 8 века до н.э., которые сегодня известны как царство Ашшурбанапала. Об этой древней шумерской цивилизации знает сегодня каждый школьник и студент, почерпнувшие знания о них из учебников по древней истории.
Одним из открытий Агаты была и находка портрета древней Мона Лизы на слоновой кости, которую Агата лично спасла от рассыхания. Благодаря ее усилиям, ее способности придумывать что-то новое, эта находка была спасена от гибели и передана в один из музеев как важный исторический экспонат. Этой Мона Лизе на тот момент было 2 600 лет.
Агату не смущали такие бытовые неурядицы, как протекающая крыша или вода в ванной с лягушками, — зато натасканная участниками экспедиции прямо из реки Тигр.
Участие в раскопках в Египте такой известной личности, как Агата Кристи, позволило ее мужу привлечь к своей экспедиции особое внимание общественности. В те времена (4050-е годы 20 века) археология как наука только зарождалась и ее развитию способствовали лишь усилия энтузиастов-одиночек, каким и был Макс. Таким образом, Агата Кристи помогла своему мужу в некотором роде сделать карьеру ученого, поддерживала его и в экспедициях, и дома.
Кроме того, некоторые археологические кампании во главе с Максом финансировались из личных средств Агаты. Благодаря имени знаменитой жены, раскопки Макса посещали не только другие археологи, но даже министры и послы. Агата в такие часы уходила куда-нибудь в тень, а Макс наслаждался вниманием к собственной персоне.
Завершу свой рассказ о вкладе Агаты Кристи в развитие археологии выдержками из ее письма к дочери Розалинде:
«Сижу и пишу тебе посреди осыпающей нас градом свирепейшей бури, какую я только видела в жизни. Обстановка напоминает паром через Канал — повсюду ведра! В них стекает вода, просачивающаяся сквозь крышу. Кабинет Макса может служить отличным плавательным бассейном! Хорошей погоды вообще не было: десять дней назад наступила такая удушающая жара, что мы почти умирали, пот со лба капал у меня в проявитель и на находки из слоновой кости, которые я очищала. А теперь вот уже два дня — жуткие грозы, дорогу размыло полностью. Однако, что касается находок, то их масса…».
Подобные поступки Агаты характеризуют ее и как женщину, жену, способную пойти за своим мужем хоть на край света, говорят о ее бесстрашии, бесконечной преданности и увлеченности делом своего мужа.
А способны ли многие из нас, современных женщин, капризных, уставших от жизни и требовательных к мужчинам, на такие вот безрассудные поступки ради любимых? Способны ли мы хоть на минуту отказаться от личного комфорта ради большого общего дела, подобно Агате Кристи, которая могла бы и не участвовать в таких испытаниях на старости лет, имея возможности удовлетвориться своей личной славой и неплохим материальным достатком? Зачем ей все это было нужно?..