Агата Кристи. Почему ее всю жизнь преследовали долги?
Несмотря на всемирную славу и высокие гонорары за книги, Агата Кристи на протяжении своей жизни была опутана многомиллионными долгами. Она имела огромные долги не только на своей родине, в Великобритании, но и в Америке. С чем это было связано?
Чем больше работала Агата, чем чаще выходили в свет ее романы, тем тяжелее становилось налоговое бремя писательницы. Английские и американские налоговые органы боялись упустить свои выгоды, ведь Агата Кристи проявляла чудеса работоспособности и могла озолотить своими налоговыми выплатами бюджеты двух этих государств.
К тому же на содержании у Агаты находились ее муж, ученый-археолог, и дочь Розалинда, вышедшая во второй раз замуж. Агате приходилось содержать для своей многочисленной семьи много недвижимости как в Англии, так и в Америке, за что она и расплачивалась непомерными налогами.
Налоговые тяготы Агаты начались с 1938 года и тянулись до самой смерти писательницы. Часть недвижимости в Англии (в частности, поместье в Гринвее) ей пришлось продать, чтобы выручить средства для уплаты налогов. Также со временем Агате пришлось расстаться с двумя издательствами, которые она приобрела для публикации своих произведений в начале своей писательской карьеры. Часто появлялись все новые налоги, которые изобретались правительством этих двух стран и брались, по мнению Агаты, из ниоткуда.
Первое соглашение по налоговым долгам Агаты в Америке было достигнуто только в 1948 году. Общая сумма долга насчитывала тогда 160 тысяч долларов и была выплачена Агатой векселями с рассрочкой на 10 лет (в эту сумму по долгам были включены и средства из наследства Агаты). Великобритания же наложила свою налоговую лапу на все доходы писательницы, которые она должна была получать от издания своих книг в Америке. За эти американские доходы Агаты Кристи британские власти вели борьбу с писательницей вплоть до конца 1954 года.
Чем больше Агата работала, тем ниже становились ее реальные доходы. В марте 1954 года она писала своему управляющему:
«Налоговая декларация потрясла меня до глубины души! Неужели я действительно заработала за год 30 тысяч фунтов? Где все это?!!»
На что управляющий ответил:
«Действительно ужасно, что человек может заработать 30 тысяч фунтов и получить так мало. Едва ли подобный факт способен воодушевить автора продолжать работу над книгой, которой ждут не дождутся издатели».
В это время Агата писала роман «Место назначения неизвестно».
Характер писательницы был таковым, что она очень легко расставалась с деньгами, не умея их экономить. Поэтому вопрос ее благосостояния всецело зависел от честности и предусмотрительности ее управляющего. Ему удавалось спасти Агату от разорения только тем, что он сумел вовремя завести для нее «счет номер один», о котором сама Агата и не знала. Это был неприкосновенный запас на все непредвиденные расходы.
Именно он и спас Агату от банкротства, когда она в очередной раз получила Налоговую декларацию. В сентябре 1954 года ее долг британским властям составил 70 тысяч фунтов. Она была очень благодарна своему управляющему, когда пришло время снова платить по счетам, а писательница не знала, где взять такую огромную сумму.
«Слава богу, что вы от меня это скрыли, — писала она ему в очередном письме. — А то я купила бы скаковую лошадь и начала собирать конюшню».
Однако радость Агаты была недолгой. В конце 1954 года она снова пребывала в тревоге по поводу новых выплат. Чтобы спасти писательницу от разорения, ее управляющий Корк придумал превратить компанию «Агата Кристи» в общество с ограниченной ответственностью, где сама Агата была лишь наемным сотрудником, который обязан писать романы за невысокую зарплату.
Так в 1955 году был создан фонд доверительной собственности А. Кристи «Агата Кристи лимитед». Фонд контролировался Агатой и пополнялся за счет продажи своих акций. В 1957 году была создана еще одна организация, обязанностью которой было контролировать соблюдение авторских прав на все произведения писательницы. Для себя Агата оставила только право на 20 книг и рассказов, которые она лично могла продать в случае необходимости. Еще одним коммерческим предприятием Агаты Кристи стал учрежденный ею приз на скачках в Экстере — «Мышеловка».
Чтобы не отдавать департаменту налогов и сборов все свои доходы, она раздарила часть своих авторских прав другим организациям, заинтересованным в ее творчестве. Что-то из авторских прав Агаты досталось и ее родственникам: права на фильм «Свидетель обвинения» по своему роману она передала дочери Розалинде, на роман «Хикори-дикори» — двум племянникам мужа, и т.д. Также Агата охотно жертвовала на благотворительность домам престарелых, церквям, создала свой Детский фонд.
Когда ей исполнилось 70 лет, бремя налогов было таким же тяжелым, как и десятилетия назад. По своей природе Агата Кристи не была скрягой и не стремилась особо бегать от налогов. Однако она не скрывала тяжести своего положения. В 70 лет она писала своему предприимчивому управляющему:
«Со всеми этими текущими рекой деньгами и работой, которая дается все тяжелее, жизнь стала куда хуже, чем была, когда мы имели всего 400 фунтов в год и я каждый день гуляла в парке с коляской!»
В конце концов, ее управляющий Корк и зять Энтони разработали схему ухода от налогов, но для этого нужно было соблюсти некоторое условие — Агате необходимо было прожить еще 5 лет, прежде чем эта схема заработает. Однако самой писательнице не нравилось это предприятие и она старалась от него отойти в сторону.
Суть схемы заключалась в признании того факта, что Агата Кристи умерла как автор в 1955 году, но осталась как наемный служащий одной из компаний, имеющих отношение к литературному процессу.
В 1957 году английский департамент по налогам и сборам поставил этот факт под сомнение и над писательницей нависла новая налоговая угроза. Большие расходы повлекли за собой и неудачные сделки Агаты с телекомпаниями по поводу экранизации ее произведений. Ей не нравились сценарии, написанные по ее книгам, актеры, которые приглашались на роли ее персонажей. Агата проиграла дело в суде против уполномоченных налоговых органов и снова осталась им должна огромную сумму денег.
Это была очень жестокая битва для 70-летней писательницы. Несмотря на все принимаемые Агатой меры, в возрасте 80 лет она оказалась персональной должницей компании «Букер Макконелл», которая в 1972 году учредила знаменитую Букеровскую премию. Перезакладывая свои авторские права, Агата оставила по завещанию своим родным всего 106 тысяч фунтов. Все остальное у нее отобрали при жизни.