Все ли принцы счастливы в браке? Женитьба «Бедного Фреда». Часть 1
Принца Уэльского Фредерика Луиса родные «ласково» называли «Бедный Фред». Такое прозвище как нельзя лучше отражало всю его жизнь.
Когда Фредерика решили женить, то свадьба, организованная его «заботливым» отцом — королем Георгом II, была устроена с неким фарсом, и в ней не было и намека на желание оказать сыну помощь в поисках любящей супруги. Решение о женитьбе на принцессе Августе Саксен-Готской лишь углубило пропасть в отношениях между сыном и отцом.
Хотя известно, что и до этого у них никогда не было хороших взаимоотношений, но все могло бы сложиться иначе. Однако для начала следует узнать историю жизни самого «Бедного Фреда».
Принц Фредерик Луис родился 1 февраля 1707 года в Ганновере. Его отцом был принц Уэльский Георг, будущий король Великобритании, а матерью была принцесса Уэльская — Каролина Бранденбург-Ансбахская. Роды у Каролины (на которых присутствовали только доктор и одна акушерка) происходили в секретной обстановке. Мать принца Уэльского, София Ганноверская, считала, что ребенок мог родиться мертвым или вообще быть заменен другим младенцем, неизвестного происхождения. И то, что принц родился, стало известно лишь спустя неделю.
Малыш, будучи внуком короля и наследником своего отца, был не только претендентом на престол Великобритании, но также с рождения носил титул Его Светлейшего Высочества принца Фредерика Ганноверского. Вскоре после своего рождения мальчик был крещен согласно германским канонам, и его крестильными именами стали — Фридрих Людвиг.
В течение 14 лет Фредерик жил вдали от родителей и не имел права приехать в Великобританию, даже после того, как его отец получил титул принца Уэльского. В июле 1726 года король даровал старшему внуку множественные дары и почести, в число которых входили титулы — герцога Эдинбурского, маркиза острова Или, графа Элтема, виконта Лонстона и барона Сноудона. В «арсенале» принца были также титулы герцога Глостера и Орден Подвязки.
В 1727 году родители Фредерика становятся новыми королем и королевой Великобритании. Обычно после коронации нового короля наследник обязательно вызывался в столицу, чтобы принять на себя новые обязанности, но Фредерика никто не торопился вызывать в Лондон. В это время принц обдумывал варианты своей женитьбы на Вильгельмине Прусской, что вызвало недовольство прусского и британского королей. Опять же, неизвестно чем руководствовался принц. Была ли это любовь, или просто желание «насолить» родителям, которые бросили своего сына практически одного?
В 1728 году, после давления министров, Георг II был вынужден послать своих придворных, чтобы те вернули принца на его новую родину, в Великобританию. К этому времени у отца и матери Фреда родились еще дети, с которыми король и королева проводили много времени, и даже обзавелись любимцем — младшим сыном Уильямом Августом, герцогом Камберлендом.
Фред, проживший столько лет без отцовской заботы и материнской любви, не мог вписаться в семью. За его плечами были несметные счета, все знали о его пристрастии к азартным играм и наличии нескольких любовниц. Долгая разлука с семьей отрицательно сказалась на отношениях не только с отцом и матерью, но и с новыми сестрами и братьями.
Несмотря на прибытие наследника в столицу, король не торопился даровать ему титул принца Уэльского. И лишь после того, как Парламент и министры надавили на короля, совершилась долгожданная церемония. 8 января 1729 года Фредерик официально стал именоваться «Его Королевское Высочество принц Уэльский».
Все вроде должно было нормализоваться: отношения с родителями, долгожданное воссоединение с братьями и сестрами… Но отец решил пересмотреть планы относительно будущего семьи и трона. Вместо нового наследника, принца Фредерика, на троне Георг желал видеть своего младшего сына — герцога Камберленда. И всерьез рассматривал эту возможность.
Что еще мог ожидать Фред? С семьей отношения так и не наладились, отец ни во что не ставит и считает достойным всех почестей лишь младшего брата, куча долгов, с которыми Фред не мог справиться… Это заставило многих былых товарищей отвернуться от принца. Но вот пришло время искать жену для будущего короля Великобритании.
Разумеется, что король и королева рассматривали многие варианты. В свое время король Георг I (дедушка Фреда) настоял на том, чтобы свадьба его сына была не по договоренности (как это был в его случае), а по любви. И прежде чем подписать брачный контракт с семьей принцессы Каролины, отправил сына, разумеется, инкогнито, познакомиться с нареченной. Таким образом, будущий король знал на что идет и не чувствовал себя обязанным только лишь исполнить долг перед страной и династией, но и питал надежды на личное счастье.
В истории с Фредом такого не было. Отец и мать стали самостоятельно искать невесту, не спрашивая сына о его желаниях. Выделили две претендентки — принцессу Августу Саксен-Готскую и Диану Спенсер, дочь графа Сандерленда. Последняя была не только дочерью графа, но и любимой внучкой влиятельной герцогини Мальборо, фаворитки королевы Анны. Главным инициатором этого брака была сама герцогиня, которая предложила огромное, даже по тем временам, приданое в 100000 фунтов.
Фред, разумеется, оценил данную перспективу. Ведь благодаря приданому можно было рассчитаться с долгами, а с супругой можно было стать если не возлюбленными, то хорошими друзьями. Но против брака выступили Роберт Уолпол, первый премьер-министр Великобритании, и сам король. В итоге леди Диана стала супругой Джона Рассела.
Король и королева остановили свой выбор на принцессе Августе Саксен-Готской. Она предстала перед своим женихом красивая, как отмечают придворные. Но сам Фред был другого мнения. После встречи с Августой, он сказал своим приближенным, что находит девушку «плохо сложенной», «сутулой и рябой» и «с неуклюжей походкой».
Но, по мнению короля, у будущей супруги наследника было все, что необходимо для успешного продления рода Ганноверской династии. А что еще требовалось?
Герцог Саксен-Готский и его дочь Августа прибыли в Англию 25 апреля. Девушка, которая должна была скоро выйти замуж за незнакомца, держала в руках куклу и не знала ни слова по-английски. Венчание назначили на 27 апреля в часовне Сент-Джеймского дворца. Ему предшествовал свадебный обед.
Чтобы унизить нелюбимого сына, король отослал обедать невесту и жениха в детскую, с другими детьми и младшими отпрысками. Разумеется, чтобы как-то сгладить ситуацию, Фред приказал слугам принести кресла для себя и своей невесты, а младшим братьям и сестрам табуретки. Чувства младших детей были задеты, и они, в свою очередь, также приказали принести им кресла. Последовала небольшая перепалка, которую с трудом удалось урегулировать мирным путем.
Само бракосочетание прошло спокойно, но невеста полностью обессилела и была выжата как «лимон». На ужине Фред вел себя странно: ел больше, чем любой другой, подмигивал испуганной жене, подталкивал панибратски слуг, что расценивалось как несоблюдение этикета.
Первая брачная ночь не принесла результатов — Августа сильно вымоталась, ее тошнило, так что брак не был, так сказать, окончательно состоявшимся. Супруги разве что выспались, и наутро отдохнувшей принцессе предстояло привыкать к новой семье, к новым обязанностям, к новой жизни.
Продолжение следует…