Почему летописцы прозвали русского князя Ярослава Мудрым? Часть 2
Продолжая характеризовать психологические особенности личности Ярослава Мудрого, летописцы отмечают такие черты его характера, как хитрость, изворотливость, властолюбие и скупость. Рассмотрим личность князя с учётом этих качеств.
Благодаря своей хитрости, Ярославу не раз удавалось выйти сухим из воды во многих военных походах.
Также, как у любого государя, у него в землях братьев-врагов были свои шпионы. Ярослав первым получал информацию о готовящихся против него заговорах и военных походах. Были у князя и просто друзья, единомышленники, а также родные люди, живущие по разным концам княжеских земель, которые всегда предупреждали его об опасности. Так, например, сестра князя Предслава, живущая вдали от любимого брата, не раз своими тревожными письмами спасала ему жизнь. А вот сам Ярослав не сумел уберечь Предславу от позора и плена (княжна повторила трагическую судьбу своей матери Рогнеды).
Важно отметить и тот факт, что Ярослав совершал военные походы за новую территорию не только против брата Святополка, но и против своего отца — князя Владимира, что не считалось в те времена чем-то безнравственным. И только братья Глеб и Борис впервые в истории русских княжеств отказались воевать против кровных родственников и приняли за это от руки Святополка мученическую смерть.
Позднее лишь Ярослав сумеет высоко оценить духовный подвиг непротивления князей Бориса и Глеба: по приказу великого князя их останки будут найдены, освящены по-христианскому обряду и перезахоронены. А Ярослав первым в истории русской православной церкви объявит их святыми, заложив тем самым институт русских святых (до этого христианская Русь поклонялась святым византийской церкви).
Хитрый и изворотливый в политике, Ярослав, по откликам современников-иностранцев, скуповат в денежных делах и не прочь сэкономить на «зарплатах» своих дружинников. Не раз и не два, вступая в междоусобные войны и призывая к себе наёмников из скандинавов, финнов, шведов, он пытается увильнуть от своих обещаний хорошо им заплатить в случае победы. Именно поэтому в иностранных летописных источниках авторы-иностранцы часто характеризуют Ярослава как самого жадного и скупого из всех русских князей.
Скупость Ярослава характеризует и история, связанная со строительством главного православного храма в Новгороде. Зная такую черту своего князя, как скупость, новгородские мастера не спешили участвовать в строительстве новой церкви, объясняя своё нежелание работать недоверием к князю, который «снова обманет и не заплатит».
Только после того, как Ярослав открыто, при всех новгородцах, дал честное слово народу, что все мастера получат своё законное жалованье, он сумел справиться с этой ситуацией и храм был построен.
В конце своей жизни Ярослав очень сильно болел, почти не мог передвигаться самостоятельно. Но печалился князь не об этом, а о том, что среди его многочисленного потомства не оказалось того, кому он смог бы со спокойной душой передать своё детище — Русь.
Желая уберечь сыновей от возможных междоусобиц после своей кончины, он разработал идею «триумвирата Ярославичей». Идея заключалась в следующем: единая теперь Русь как бы делилась на три равных части, между тремя его старшими сыновьями. По смерти одного из братьев в дальнейшем власть переходила бы в равных долях к оставшимся двоим, а потом — и к одному из них.
Теперь подведём итоги. За 37 лет правления на Руси Ярославу удалось многое:
1. Он заложил основы российской государственности, собрав центральные русские земли в единый мощный славянский кулак, объединив их вокруг Киева (не только территориально, но и идеологически).
2. Продолжил дело отца князя Владимира по христианизации Руси и впервые в истории русских князей противопоставил Русь Византии и Европе. Он вывел Русь из-под политического влияния греков, заявив на весь мир, что теперь Древняя Русь — единое, мощное и идеологически самостоятельное государство.
3. Именно Ярослав впервые выдвинул идею «Москва — третий Рим», в связи с этим фактом в русских землях появились свои, русские, архиепископы, а не иностранцы (например, те же греки).
4. Именно при Ярославе в русских храмах была установлена и получила распространение звонница (чего не было, например, в единственном мировом центре православия — Византии).
5. Князь Ярослав в Древней Руси создал институт первых русских святых, канонизировал не только братьев-князей Бориса и Глеба, но и своего отца князя Владимира, который принял крещение сам и крестил свою семью и дружинников.
6. Ярослав встал во главе редакции юридических законов «Новой русской правды», царившей в то время на Руси. Благодаря активной законотворческой деятельности Ярослава, законы «Русской правды» были во многом усовершенствованы.
Видимо, за эти заслуги поздние летописцы и наделили князя Ярослава прозвищем Мудрый, что не значит безгрешный, святой, но разумный и умелый правитель.
Однако после смерти Ярослава его сыновья всё-таки устроили междоусобные войны, и русские земли, собранные их отцом, вновь оказались разрозненными.