Кто первая профессиональная женщина-писатель Средневековой Европы? Кристина Пизанская
Могла ли женщина в эпоху Средневековья быть не только самостоятельной в финансовом отношении, но и иметь независимое мышление и единственно свою точку зрения по всем вопросам? Вряд ли. В эпоху, когда роль прекрасного пола сводилась лишь к продолжению рода и беспрерывной бытовой работе, такого быть не могло. За любое малейшее отклонение от тех норм поведения — под замок, или даже на костёр, и делу конец.
Однако некоторым женщинам всё же удалось оставить след в истории и даже принять участие в важных решениях, повлиявших на судьбу той или иной страны.
Но на это были способны только женщины знатного происхождения, в какой-то мере защищённые от нападок церковников своим социальным положением. Чаще всего такие дамы стремились в политику, к власти и богатству, влиянию и известности. И в этом случае нет ничего особо выдающегося — многие представительницы прекрасного пола сыграли важную роль в политике некоторых государств. А много ли было женщин, оставивших след в культуре, литературе, искусстве? Именно в эпоху Средних веков — единицы. По той простой причине, что им было запрещено не только проявлять свои таланты, но и вообще их иметь.
Писательница Кристина Пизанская — одна из немногих, бросившая вызов средневековому обществу и доказавшая уже тогда, что женщина — это не безмозглое, изначально греховное и низшее существо, а вполне такое же создание божие, имевшее право думать и высказывать свои мысли, иметь творческую натуру и обеспечивать семью, как и мужчина. Кристина Пизанская была уникальна не только потому, что была писателем и поэтом, но и тем, что многие из её произведений — неслыханное дело! — были адресованы женщинам.
Кристина де Пизано родилась в Венеции в 1365 году в семье медика Томмазо де Бенвенуто да Пизано. Семья переехала в Париж, где сеньор Томмазо служил астрологом при дворе короля Карла V Мудрого. Именно благодаря отцу из Кристины получилась хорошая писательница и образованная женщина. Господин де Пизано, в отличие от своей супруги, не разделял распространённого тогда мнения о том, что женщинам образование ни к чему.
Под руководством отца Кристина изучала труды классических авторов Рима, прекрасно знала французский и писала стихи на самом романтическом языке в мире. Девушка очень много читала, была крайне любознательной и впитывала знания как губка, с удовольствием постигая неизведанное.
Кристине повезло не только с отцом, но и с мужем, которого Томмазо сам выбрал для своей любимой дочери. Дворянин Этьен де Гастель, служивший при королевском дворе нотариусом, также не имел ничего против женского образования и сам был в некоторой степени учёным. Муж Кристины имел добрый нрав, лёгкий, покладистый характер и очень любил жену, которая отвечала ему тем же. У счастливой пары подрастали два сына и дочь.
Однако Этьен неожиданно умирает и Кристина в 25 лет остаётся одна с детьми, со стареющей матерью и маленькими братьями на руках. Горячо любимый отец к тому времени тоже умер. Молодая женщина писала: «Моим счастливым дням пришёл конец…». Такой удар судьбы, проблемы и трудности могут сломить и иного мужчину, однако Кристина нашла в себе силы идти дальше.
Ничего удивительного, если бы речь шла о нашем времени — сегодня женщины стремятся к самостоятельности, и у многих это неплохо получается. А главное — общество не препятствует им. Тогда, в эпоху Средневековья, такое поведение многих шокировало. Обычай того времени предписывал срочно найти нового мужа, но мадам Кристина совершенно справедливо опасалась, что новый супруг не будет таким просвещённым и добрым, как покойный, и запретит ей стремиться к знаниям. А может, молодая женщина просто не могла забыть горячо любимого первого и единственного мужчину и предпочла вдовство.
Кристина не только не сломалась, но и стала неплохо зарабатывать. Своим трудом — писательским, став первой профессиональной женщиной-писателем эпохи Средневековья. На молодую даму посыпались насмешки и нападки. Но Кристине повезло — она нашла покровителя в лице известного мецената и коллекционера, влиятельного графа Беррийского. В начале своего самостоятельного творческого пути она переписывала для графа книги, делала к ним иллюстрации и понемногу писала сама. Сначала «на заказ», то есть за вознаграждение, могла сочинить поэму о какой-либо знатной особе.
Получив задание написать биографию короля Карла V, Кристина, наконец-то, вполне заслуженно смогла поздравить себя. А заодно и доказать всем, что и женщина в средневековом обществе способна на учёный труд, а не только рожать детей и ублажать во всём мужа. Кристина Пизанская писала в разных жанрах, в этом проявлялась её жажда творить на бумаге, сменившая жажду много читать, которая сопровождала её всё детство.
Среди произведений писательницы есть лирические поэмы, биографии, трактаты о разных проблемах того времени — как вести хозяйство, о церковном расколе и междоусобных войнах, о политике и экономике, и даже о военных реформах. Кристина пробовала себя и в литературной критике. Распространяла философские, медицинские, астрономические и исторические знания, познакомила французское общество с трудами Петрарки, Данте и Боккаччо. Она писала обо всём, что интересовало её и общество.
Кристина Пизанская приобрела небывалый авторитет, к её мнению прислушивались. Можно сказать, что своей цели женщина добилась и доказала, что не только мужчины могут быть умными. Материальное положение семьи заметно улучшилось: мадам Кристина вырастила детей и братьев, дала им достойное образование и воспитание.
Дочь ушла в монастырь, в который позже пришла жить и сама писательница. И это несмотря на то, что при дворе её просили остаться, и даже приглашали к английскому королевскому двору, хотя был военный конфликт между странами — Столетняя война, настолько велика была её слава учёной дамы. Но не блеск роскоши и интриги нужен был творческой личности. Добившись цели — обеспечив семью, Кристина хотела лишь писать и учиться дальше. В монастыре для этого было больше возможностей, много времени, никакой светской суеты. 11 лет она спокойно излагала свои мысли на бумаге.
Писательница пишет несколько произведений в защиту женщин, самое известное из которых — «О граде женском», прославляя добродетельных и талантливых дам, пытаясь этим защитить слабый пол от цветущего мужского эгоизма и снисходительного презрения. Именно Кристина отважилась выдвинуть идею о праве женщин на образование, чем вызывала недовольство тогдашних гуманистов-женоненавистников. Так начался знаменитый «спор о женщинах», длившийся несколько столетий между гуманистами. Уже само существование таких споров дало толчок эмансипированному движению, до расцвета которого, конечно, было ещё далеко, но всё имеет своё начало.
Последней книгой Кристины Пизанской было сочинение про ещё одну неординарную женщину Средневековья — героиню Столетней войны Жанну д`Арк. И оно же стало первым из многочисленных трудов, посвящённых Жанне.
Многие исследователи приписывают Кристине Пизанской роль основоположницы феминизма. Но Кристина не призывала ненавидеть мужчин, а лишь настаивала на том, что женщины ничуть их не ниже только потому, что они женщины. И что превыше всего добродетель, и неважно, о ком речь — о мужчине или о женщине. Кристина Пизанская имела право так считать и так говорить, она не была голословна, а блестяще доказала равность женщины с мужчиной своим собственным примером.