Христианские традиции. Зачем соблюдать пост?
Не так давно верующие люди весело отпраздновали Масленицу, чтобы перейти к строгому посту. Многие из нас, даже те, кто не так часто ходят в церковь, начинают поститься, тем более что в современном мире это не так сложно: в магазинах множество фруктов и овощей по доступным ценам, пекутся кондитерские изделия для постящихся, даже в ресторанах подают вегетарианские блюда.
Но все ли знают, зачем это нужно? Все же пост — это не диета, и даже не разгрузочные дни для организма, как считают многие.
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили почитать книги знаменитого Игнатия Брянчанинова, которого и сейчас, несмотря на то что его уже давно нет в живых, многие считают своим духовным учителем. В его первом томе есть глава, посвященная посту.
Он пишет, что людям нельзя нарушать святой заповеди поста. Если человек не умерен в еде, то ему тяжело сохранять целомудрие, ему не удается справиться со своим гневом, он легко поддается печали и унынию, лени, не может справиться со своим тщеславием и гордыней.
Дело в том, что пища, особенно роскошная трапеза, вводит человека в плотское состояние. Есть даже соответствующая заповедь в Евангелие, которую должен соблюдать каждый христианин:
«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк.21:34). Если он постоянно объедается, то ему тяжело совершенствоваться духовно, он привязан к земле, не может каяться от души, поэтому и написано: Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете! (Лк.6:25)».
Если же человек постится, то он входит в духовное состояние, ему легче быть скромным, целомудренным, молчаливым, он способен совершать духовные подвиги и, главное, принять Божественную благодать, а именно к этому стремится каждый верующий. Молитва будет бессильна, если она не основана на посте. Сначала пост очищает человека от плотских страстей, а потом молитва помогает бороться с душевными страстями — таким образом, происходит полное очищение.
Но у Брянчанинова есть еще один очень важный момент. Он пишет, что пост бесплоден, если на нем не была создана молитва. Получается, что сам по себе пост бесполезен. Это некая очистительная процедура, подготовка к тому, чтобы начать духовную жизнь, приблизиться к Богу. Поэтому если человек воздерживался от той или иной еды, но при этом не читал духовную литературу, не молился и т. д., он ничего не добился своим постом.
Чтобы сеять семена молитвы, необходимо подготовить почву, т. е. истончить плоть постом, а иначе от нее не будет толку, она осквернится суетными помышлениями. Он же пишет, что если человек тщательно подготовил почву, но не посеял ее, т. е. постился, но не молился, то вместо долгожданных семян опять же вырастут плевла, т. е. душевные страсти, а именно тщеславие и высокоумие.
Получается, что пост — это не просто воздержание от пищи, а подготовка человека к молитве, без нее он не имеет смысла.
Святые отцы употребляли пищу всего один раз в день, но и тогда не объедались, выходили из-за стола не сытыми. Если человек болен или же работает физически, он может есть два раза в день, но и тогда ему нельзя пресыщаться. Воздержание от еды — это тоже неправильно, т.к. тогда человек слабеет и не может совершать духовные подвиги.
Монахи питаются только растительной пищей, которая не горячит кровь, помогает сохранить ум бодрым и чистым. Рыба и мясо для них под запретом, но разрешены тем, кто живет в миру, особенно если человек занят физическим трудом.
Мясная пища мешает духовному преуспеянию. Но христиане могут ее употреблять, правда, не каждый день. Есть периоды, когда мясо разрешено, а есть и такие, когда оно под запретом.
Поэтому пост — это не просто отказ от определенных продуктов, это способ стать духовнее, приблизиться к Богу, и без молитвы, чтения книг, работы над собой он не имеет никакой ценности.