Установка ГБО: что, где и как?
Итак, вас заинтересовала установка ГБО на ваш автомобиль как экономически выгодное предприятие. Но если ранее дела с этим не имели, наверняка смутно представляете, что, где и как. Постараемся осветить все эти вопросы достаточно подробно. И в первую очередь расскажем, что входит в газобаллонное оборудование, об основных его узлах. Итак, вас заинтересовала установка ГБО на ваш автомобиль как экономически выгодное предприятие. Но если ранее дела с этим не имели, наверняка смутно представляете, что, где и как. Постараемся осветить все эти вопросы достаточно подробно, чтобы собственно этих вопросов у вас не осталось. И в первую очередь расскажем, что входит в газобаллонное оборудование, об основных его узлах.
ВЗУ иностранного производства требует адаптер (выдается при установке ГБО) под наши пистолеты. ВЗУ отечественного производства не требуют такового, что с одной стороны удобней, а с другой стороны нет, т.к. на наших нет поводка к крышке, и она часто теряется. В этом случае ВЗУ загрязняется, и шаровой клапан начинает травить понемногу, плюс грязь смывается газом и попадает в баллон.
По месту расположения, ВЗУ можно определить в багажник рядом с баллоном, но тогда надо будет каждый раз открывать багажник. И при отсоединении пистолета часть газа прорывается наружу, что создаст неприятный запах в багажнике. Кроме того, при утечке газа из баллона через мультиклапан, газ будет благополучно скапливаться в багажнике (газ тяжелый и через крышку багажника он не выйдет). Коробка на мультиклапане сделана не для красоты, а для вентиляции. Через гофрошланги из коробки газ выводится под машину.
МирСоветов считает, что рациональней разместить ВЗУ на заднем бампере, а на какой стороне решать вам, т.к. это дело вкуса.
Мультиклапан устанавливается непосредственно на баллоне и объединяет в себе: запорно-предохранительную арматуру, исполнительную и контрольную аппаратуру с расходным и пополнительным вентилями, а также стрелку указателя уровня газа. Из органов управления только два вентиля: наполнительный – от ВЗУ и расходный – в магистраль к газовому клапану.
Мультиклапан включает в себя ограничительный клапан, так называемый отсекатель. Это поплавок, установленный внутри баллона, гремящий об его стенки при поперечном раскачивании кузова и полупустом баллоне, предназначенный для прекращения поступления газа при заполнении баллона до 80%.
Очень компактен. Из практики замечено, что прибор, указывающий уровень, если еще работает, то сильно врет. Ориентируйтесь по пробегу.
Далее идет баллон. Это стальная или композитная тяжелая емкость для хранения сжиженного газа. Например, масса стандартного 50-ти литрового пустого баллона составляет целых 21 кг. Температура эксплуатации – от минус 40 до +45 °С с максимальным рабочим давлением 1,6 МПа (16 атм). Один раз в два года баллон подлежит освидетельствованию, перед чем его необходимо полностью опорожнить.
Как уже упоминалось в предыдущей статье («Плюсы и минусы установки газа на авто»), есть цилиндрические, а есть тороидальные баллоны. Емкость первых от 36 до 230 л.
Далее по металлической трубке-магистрали газ поступает к газовому электроклапану, который включает в себя еще и фильтр очистки газа. Предназначен для очистки и прекращения подачи газа к редуктору.
Редуктор-испаритель. Его можно смело назвать центральным игроком всей команды. К тому же он наиболее сложен.
В зависимости от поколения ГБО (а их пока пять), он имеет те или иные особенности, в том числе есть с электронным управлением. Но, тем не менее, суть одна и та же. Сначала газ необходимо испарить, а затем понизить его давление и поддерживать это давление примерно постоянным.
В первой ступени редуктора газ испаряется и давление снижается до 0,2 МПа, что приводит к сильному снижению температуры. Для предотвращения обмерзания в корпус редуктора подается охлаждающая жидкость от системы охлаждения двигателя. Во второй ступени давление снижается до значений близких к атмосферному.
Для слива образующегося конденсата из маслянистых фракций газа и влаги выполнена пробка снизу редуктора. Но есть редукторы, которые не нуждаются в этом и не имеют таковой.
И завершает путь следования газа – смеситель.
Он предназначен для подвода газа после редуктора во впускную систему двигателя для подготовки газо-воздушной смеси. Смеситель практически полностью заменяет топливный тракт штатной системы. На смесителе, если ГБО без микропроцессорного управления, устанавливают винты регулировки количества подаваемого газа. Холостой ход регулируется в таком случае винтом на редукторе.
А манипуляции с переключением видов топлива осуществляются переключателем «Газ-Бензин». Этот переключатель подает напряжение на газовый и бензиновый клапаны, а в случае выбора нейтрального положения («ничего») снимает напряжение со всех клапанов.
Газовый и бензиновый электроклапаны установлены перед редуктором для первого и после бензонасоса для второго. Питаются напряжением постоянного тока 12 В.
В системах ГБО с электронным управлением возможно автоматическое переключение на газ и возвращение на бензин в случае неустойчивой работы.
В ГБО 1-го поколения дозировка газа осуществляется настройками вручную. Давление после редуктора поддерживается за счет работы диафрагм. Но применять такое ГБО нельзя на инжекторных моторах нельзя не поэтому. Двигатель может допустить обратный ход, а коллектор не приспособлен к этому. Есть, конечно, якобы защита – «хлопушка», но это лишь для самоуспокоения.
Основной недостаток – система получается негибкая, т.е. не учитывает, например, как изменяется сопротивление воздушному потоку при загрязнении воздухофильтра, утрате эластичности диафрагмами, изменении атмосферного давления, к которому чувствительно любое ГБО. Всё это понуждает автовладельца к постоянным регулировкам. Однако, низкая стоимость и достаточно высокая надежность, как следствие простоты, делают это предложение заманчивым.
Для инжекторных двигателей ГБО предусматривает уже электронное управление подачи газа в зависимости от условий работы двигателя. Такое ГБО уже согласуется со штатным контроллером (ЭБУ). Кроме того, такая система позволяет добиться наивысшей отдачи мощности на газе и повысить экономичность.
Применение ГБО 3-5-го поколений допускается и на карбюраторных двигателях, причем они становятся практически инжекторными, но дороговизна препятствует такому шагу.
- «НЗГА» (Новогрудский завод газовой аппаратуры) – изготавливает сколь громоздкое, столь же ненадежное ГБО. Единственный плюс – очень низкая стоимость (практически в два раза дешевле аналогов). Применение ГБО этого производителя достаточно проблематично.
- «САГА» (Пермь) – достойное и достаточно качественное ГБО, но его стоимость немногим ниже, чем у импортных аналогов. Изготавливается на военном заводе, который выпускал топливные системы авиадвигателей. Однако, как у многих отечественных производителей случаются ляпы с качеством. Но справедливости ради МирСоветов отметит, что случается это не так часто.
Для оборудования «Сага» не требуется переходник-адаптер для заправочного пистолета. Это ГБО можно смело ставить.
- «LOVATO» – итальянское ГБО начального уровня, но качество на достаточно высоком уровне.
Есть множество других фирм-производителей, но перечислять их в силу понятных причин не будем.
Но это еще не финал!
А почему бы не самому? Если для установки ГБО 1 и 2-го поколений квалификации большой не требуется, то для остальных она понадобится. Кроме того, есть еще аспекты. Первый – трудности в прохождении техосмотра автомобиля и освидетельствования баллона, т.к. установка кустарная и документов на нее нет. Второе – не дай Бог, что случится, ответственность будет лежать целиком и полностью на вас самих.
Не забудьте посмотреть лицензию у фирм, а также сертификаты на ГБО. Кстати, их копии (лицензии и сертификатов) фирма должна выдать при окончании работ.
Как правило, порядочные и крупные фирмы располагают достаточно обширным ассортиментом.
Вот вы определились и уже записались на установку. Но не спешите сразу убегать, как только вы отдали на растерзание свою машину мастерам на СТО. Если есть возможность, МирСоветов советует посмотреть, а вернее проследить за их работой, но ненавязчиво, они не любят, как и многие люди, когда их учат. Кроме того, у установщиков могут появиться вопросы, а вы им можете подсказать в этом случае, как лучше сделать. Помните – им все равно, по сути, вы должны подсказать, как лучше вам и вашей машине.
Все операции занимают 2-3 часа. Но вам потребуется выполнить технологическую операцию – заправить баллон, чтобы мастер смог проверить герметичность системы и отрегулировать. При этом заранее определитесь, куда ехать на АЗС, чтобы на это потребовалось как можно меньше времени. И ничего сами в новом оборудовании не переключайте до полного окончания работ.
Заправьте 10 л. Дело в том, что при очень малом количестве газа смесь может обедняться, а двигатель работать неустойчиво. Чтобы учесть это в регулировании и не заправляют до отказа.
После окончания всех работ вы получите (а, если не получите, то требуйте) инструктаж о пользовании и комплект документов. Оплатить же придется перед вашим отбытием на АЗС (требуйте копию чека).
Сразу по завершению установки ГБО вы можете отправляться в дорогу, используя альтернативное топливо. Но не спешите утапливать педаль в пол, и не потому что новое оборудование следует обкатать. Нужно будет привыкнуть и приучиться к несколько иному образу эксплуатации своего автомобиля, соблюдать новые для вас правила техники безопасности, о чем и будет рассказано в продолжение этой статьи…
С чего начинается ГБО
А начинается оно, нет, не с вешалки, а с внешнего заправочного устройства – ВЗУ. Оно предназначено для присоединения заправочного пистолета на АЗС и передачи сжиженного газа в баллон, а также для предотвращения его обратного выхода в атмосферу. Для чего там установлен шаровой клапан.ВЗУ иностранного производства требует адаптер (выдается при установке ГБО) под наши пистолеты. ВЗУ отечественного производства не требуют такового, что с одной стороны удобней, а с другой стороны нет, т.к. на наших нет поводка к крышке, и она часто теряется. В этом случае ВЗУ загрязняется, и шаровой клапан начинает травить понемногу, плюс грязь смывается газом и попадает в баллон.
По месту расположения, ВЗУ можно определить в багажник рядом с баллоном, но тогда надо будет каждый раз открывать багажник. И при отсоединении пистолета часть газа прорывается наружу, что создаст неприятный запах в багажнике. Кроме того, при утечке газа из баллона через мультиклапан, газ будет благополучно скапливаться в багажнике (газ тяжелый и через крышку багажника он не выйдет). Коробка на мультиклапане сделана не для красоты, а для вентиляции. Через гофрошланги из коробки газ выводится под машину.
МирСоветов считает, что рациональней разместить ВЗУ на заднем бампере, а на какой стороне решать вам, т.к. это дело вкуса.
Мультиклапан устанавливается непосредственно на баллоне и объединяет в себе: запорно-предохранительную арматуру, исполнительную и контрольную аппаратуру с расходным и пополнительным вентилями, а также стрелку указателя уровня газа. Из органов управления только два вентиля: наполнительный – от ВЗУ и расходный – в магистраль к газовому клапану.
Мультиклапан включает в себя ограничительный клапан, так называемый отсекатель. Это поплавок, установленный внутри баллона, гремящий об его стенки при поперечном раскачивании кузова и полупустом баллоне, предназначенный для прекращения поступления газа при заполнении баллона до 80%.
Очень компактен. Из практики замечено, что прибор, указывающий уровень, если еще работает, то сильно врет. Ориентируйтесь по пробегу.
Далее идет баллон. Это стальная или композитная тяжелая емкость для хранения сжиженного газа. Например, масса стандартного 50-ти литрового пустого баллона составляет целых 21 кг. Температура эксплуатации – от минус 40 до +45 °С с максимальным рабочим давлением 1,6 МПа (16 атм). Один раз в два года баллон подлежит освидетельствованию, перед чем его необходимо полностью опорожнить.
Как уже упоминалось в предыдущей статье («Плюсы и минусы установки газа на авто»), есть цилиндрические, а есть тороидальные баллоны. Емкость первых от 36 до 230 л.
Далее по металлической трубке-магистрали газ поступает к газовому электроклапану, который включает в себя еще и фильтр очистки газа. Предназначен для очистки и прекращения подачи газа к редуктору.
Редуктор-испаритель. Его можно смело назвать центральным игроком всей команды. К тому же он наиболее сложен.
В зависимости от поколения ГБО (а их пока пять), он имеет те или иные особенности, в том числе есть с электронным управлением. Но, тем не менее, суть одна и та же. Сначала газ необходимо испарить, а затем понизить его давление и поддерживать это давление примерно постоянным.
В первой ступени редуктора газ испаряется и давление снижается до 0,2 МПа, что приводит к сильному снижению температуры. Для предотвращения обмерзания в корпус редуктора подается охлаждающая жидкость от системы охлаждения двигателя. Во второй ступени давление снижается до значений близких к атмосферному.
Для слива образующегося конденсата из маслянистых фракций газа и влаги выполнена пробка снизу редуктора. Но есть редукторы, которые не нуждаются в этом и не имеют таковой.
И завершает путь следования газа – смеситель.
Он предназначен для подвода газа после редуктора во впускную систему двигателя для подготовки газо-воздушной смеси. Смеситель практически полностью заменяет топливный тракт штатной системы. На смесителе, если ГБО без микропроцессорного управления, устанавливают винты регулировки количества подаваемого газа. Холостой ход регулируется в таком случае винтом на редукторе.
А манипуляции с переключением видов топлива осуществляются переключателем «Газ-Бензин». Этот переключатель подает напряжение на газовый и бензиновый клапаны, а в случае выбора нейтрального положения («ничего») снимает напряжение со всех клапанов.
Газовый и бензиновый электроклапаны установлены перед редуктором для первого и после бензонасоса для второго. Питаются напряжением постоянного тока 12 В.
В системах ГБО с электронным управлением возможно автоматическое переключение на газ и возвращение на бензин в случае неустойчивой работы.
Поколения ГБО, какое выбрать?
Тут решающую роль играют тип вашего двигателя – карбюраторный или инжекторный и располагаемые материальные средства. ГБО 1-го и 2-го поколений можно смело ставить и эксплуатировать на карбюраторных двигателях, тогда как на инжекторных такая эксплуатация может закончиться плачевно, и тут на помощь приходит ГБО 3-5-го поколений.В ГБО 1-го поколения дозировка газа осуществляется настройками вручную. Давление после редуктора поддерживается за счет работы диафрагм. Но применять такое ГБО нельзя на инжекторных моторах нельзя не поэтому. Двигатель может допустить обратный ход, а коллектор не приспособлен к этому. Есть, конечно, якобы защита – «хлопушка», но это лишь для самоуспокоения.
Основной недостаток – система получается негибкая, т.е. не учитывает, например, как изменяется сопротивление воздушному потоку при загрязнении воздухофильтра, утрате эластичности диафрагмами, изменении атмосферного давления, к которому чувствительно любое ГБО. Всё это понуждает автовладельца к постоянным регулировкам. Однако, низкая стоимость и достаточно высокая надежность, как следствие простоты, делают это предложение заманчивым.
Для инжекторных двигателей ГБО предусматривает уже электронное управление подачи газа в зависимости от условий работы двигателя. Такое ГБО уже согласуется со штатным контроллером (ЭБУ). Кроме того, такая система позволяет добиться наивысшей отдачи мощности на газе и повысить экономичность.
Применение ГБО 3-5-го поколений допускается и на карбюраторных двигателях, причем они становятся практически инжекторными, но дороговизна препятствует такому шагу.
Фирмы-производители
Среди производителей ГБО можно выделить следующие наиболее распространенные:- «НЗГА» (Новогрудский завод газовой аппаратуры) – изготавливает сколь громоздкое, столь же ненадежное ГБО. Единственный плюс – очень низкая стоимость (практически в два раза дешевле аналогов). Применение ГБО этого производителя достаточно проблематично.
- «САГА» (Пермь) – достойное и достаточно качественное ГБО, но его стоимость немногим ниже, чем у импортных аналогов. Изготавливается на военном заводе, который выпускал топливные системы авиадвигателей. Однако, как у многих отечественных производителей случаются ляпы с качеством. Но справедливости ради МирСоветов отметит, что случается это не так часто.
Для оборудования «Сага» не требуется переходник-адаптер для заправочного пистолета. Это ГБО можно смело ставить.
- «LOVATO» – итальянское ГБО начального уровня, но качество на достаточно высоком уровне.
Есть множество других фирм-производителей, но перечислять их в силу понятных причин не будем.
Но это еще не финал!
Выбор установщика
Вы определились с необходимостью установки и маркой оборудования, но есть задача куда важней – выбор установщика.А почему бы не самому? Если для установки ГБО 1 и 2-го поколений квалификации большой не требуется, то для остальных она понадобится. Кроме того, есть еще аспекты. Первый – трудности в прохождении техосмотра автомобиля и освидетельствования баллона, т.к. установка кустарная и документов на нее нет. Второе – не дай Бог, что случится, ответственность будет лежать целиком и полностью на вас самих.
Совет от МирСоветов: Не скупитесь на установке, это не столь дорого, но снимает многие проблемы.Найдите по объявлениям, автосправочникам фирмы, занимающиеся установкой ГБО. Сразу отметайте кооперативы типа «У дяди Вани на коленке» – это большой риск. Обзвоните выбранные фирмы, круг сузится, оставшиеся в списке лучше объехать лично, посмотреть, так сказать, в натуре. Иногда за внешне крутой фирмой прячется шараш-монтаж.
Не забудьте посмотреть лицензию у фирм, а также сертификаты на ГБО. Кстати, их копии (лицензии и сертификатов) фирма должна выдать при окончании работ.
Как правило, порядочные и крупные фирмы располагают достаточно обширным ассортиментом.
Вот вы определились и уже записались на установку. Но не спешите сразу убегать, как только вы отдали на растерзание свою машину мастерам на СТО. Если есть возможность, МирСоветов советует посмотреть, а вернее проследить за их работой, но ненавязчиво, они не любят, как и многие люди, когда их учат. Кроме того, у установщиков могут появиться вопросы, а вы им можете подсказать в этом случае, как лучше сделать. Помните – им все равно, по сути, вы должны подсказать, как лучше вам и вашей машине.
Все операции занимают 2-3 часа. Но вам потребуется выполнить технологическую операцию – заправить баллон, чтобы мастер смог проверить герметичность системы и отрегулировать. При этом заранее определитесь, куда ехать на АЗС, чтобы на это потребовалось как можно меньше времени. И ничего сами в новом оборудовании не переключайте до полного окончания работ.
Заправьте 10 л. Дело в том, что при очень малом количестве газа смесь может обедняться, а двигатель работать неустойчиво. Чтобы учесть это в регулировании и не заправляют до отказа.
После окончания всех работ вы получите (а, если не получите, то требуйте) инструктаж о пользовании и комплект документов. Оплатить же придется перед вашим отбытием на АЗС (требуйте копию чека).
Сразу по завершению установки ГБО вы можете отправляться в дорогу, используя альтернативное топливо. Но не спешите утапливать педаль в пол, и не потому что новое оборудование следует обкатать. Нужно будет привыкнуть и приучиться к несколько иному образу эксплуатации своего автомобиля, соблюдать новые для вас правила техники безопасности, о чем и будет рассказано в продолжение этой статьи…
Отзывы и комментарии