Древнее искусство рядом с нами
Спортивные состязания с древних времен вызывают интерес и восхищение публики. Взять хотя бы античные Олимпийские игры в Греции. Существует множество спортивных дисциплин, но сегодня мы поговорим именно о восточных единоборствах и постараемся осветить такой их вид, как тхэквондо. Официально создание корейского боевого искусства датируется 1955 годом, однако сам стиль тхэквондо не является новаторским. За всю историю существования на долю государства Корея выпало бесчисленное количество освободительно – завоевательных воин, в ходе которых на полуострове складывались системы стилей: квонбоп, тэген, тосудо, тансудо, тэквонбоп и другие. Корейскому генералу Чой Хонг Хи удалось объединить их в единый национальный вид – тхэквондо. Сам великий мастер в детстве был слабым и болезненным ребенком, но сумел преодолеть себя через многочисленные занятия боевыми искусствами. Предположительно тогда и закладывались основы философии тхэквондо. Она позволяла людям жить в гармонии с собой и с окружающим миром. С помощью нее ученик может научиться самообладанию, терпению, честности. Философия тхэквондо основана на этических, моральных и духовных принципах, говорящих о том, что силой, основанной на человечности, справедливости, мудрости, прекратить подавление слабых сильными, и тем самым способствовать построению лучшего общества.
«Быть учителем, который учит телом — когда молод, словами — когда стар, своими идеями — после смерти» - это есть один из принципов философии тхэквондо. В восточной культуре особое место занимает титул учителя или мастера, вокруг которого собирается круг учеников, почитающий его как лидера, мудреца и наставника. Мастер учит своих воспитанников тому, что развитие души точно так же важно, как и развитие тела, а гармония с собой и с обществом есть награда за старания. В современном тхэквондо позиция учителя, или тренера, ничуть не изменилась с течением времени. Чтобы убедиться в этом, мы поговорим с Василием Викторовичем Титовским, главным тренером сборной Новосибирской области и обладателем черного пояса (3 дан), и зададим ему несколько вопросов, чтобы узнать, как сегодня живет древнее искусство.
- Василий Викторович, скажите, в каком возрасте Вы начали свою тренерскую карьеру?
- Примерно в 23 -24 года.
- Скажите, а какие трудности могут возникнуть при обучении маленьких детей?
- Недостаток внимания. Я должен быть постоянно с ними, в центре внимания. Я у них главный, я у них старший, я их вожак стаи, который должен за ними смотреть, должен учить и все показывать на своем собственном примере. Сложность в том, что, если будет недостаток внимания, не будет организационного порядка.
- А что именно Вы считаете самым сложным в тхэквондо?
- Дисциплина. Самодисциплина. Человек должен себя постоянно дисциплинировать, должен постоянно помнить, что это труд. Есть понятие обязанность. То есть, представим, грубо говоря, у детей нет обязанностей и они почему-то дисциплину эту не соблюдают, но во взрослой жизни у тебя получается работа есть. Вот, к примеру, Вы хотите стать журналистом. И у Вас есть три варианта: выполнять свою работу хорошо, либо плохо, либо вообще не выполнять. То есть в данном случае, здесь самое трудное – это самодисциплина. Нужно понимать, что это - работа, которую ты должен выполнять ежедневно сам, не рассчитывая ни на кого. Тренер дает знания, семья – поддержку, но спортсмен должен расти сам. Это самая главная трудность.
- Скажите, есть ученики, которыми вы особо гордитесь?
- Да, конечно. Полно. Можно сказать, я горжусь ими всеми, потому что то, что они делают – это уже хорошо. Раньше все было по-другому, раньше мы этим гордились, хвастались, все хотели быть как Джеки Чан. Сейчас мир другой, сейчас все хотят, как в ГТА, но это не реальность. Реальность, вот она, здесь. Поэтому для меня они важны все до единого; есть, конечно, ученики, которые добились высоких результатов, которые вызывают гордость, которые пришли ко мне в 8 – 9 лет, а сейчас они чемпионы.
- Расскажите, пожалуйста, как Вы настраиваете спортсменов на предстоящий раунд?
- Это больше психологический момент, потому что физически он готов, технически он готов, здесь больше психология. Человек начинает сомневаться в том, что он победит. Чемпиону всегда сложно, ведь его всегда хотят победить, а ему нужно свое место удержать. Это тяжело, он всегда будет переживать. Здесь самое главное – психология. Тут должна быть жадность, он постоянно должен быть жаден на медали. На соревнованиях нужно стать немножко плохим, вед жадность – это само по себе плохо. Но ты должен понять, что это твоя медаль и ты ее достоин. И за нее нужно бороться, а это уже характер. Характер – это если спортсмен проигрывает, то он найдет силы выиграть. Характер – это если его ударили сильно, нужно подняться и ударить еще сильнее. Мои ученики уже не раз это слышат, но, тем не менее, всегда ждут этой поддержки.
- Василий Викторович, как Вы думаете, что непосредственно Вам дал спорт?
- Вообще, очень многое. Я даже не знаю, с чего начать. Во-первых, он из слабых людей делает сильных, из больных людей делает сильных духом. В детстве мне ставили вторую категорию инвалидности, но, тем не менее, я сам победил себя с помощью тхэквондо. Это уже образ жизни. Это общение, здоровье, гордость.
Действительно, не остается никаких сомнений в том, что настоящий мастер – это тот человек, кто способен был воспитать себя, а потом уже и учить других. Идея о самосовершенствовании и преодолении себя через спорт объясняется ученикам на собственном примере и, несомненно, достойно огромного уважения. За таким человеком действительно хочется следовать.
Для некоторых мотивом начала изучение тхэквондо является поддержание физической формы или желание тренироваться, достичь определенных результатов в спорте и заслужить награды. Тхэквондо очень хорошо подойдет под нужды таких людей, однако настоящий ученик никогда не должен забывать, что главным мотивом все же должна быть духовная его сторона. Любой, кто забывает об этом, не испытает на себе всех преимуществ, которыми может одарить это искусство.
Некоторые из учеников Василия Викторовича решили пойти по его стопам и так же стать мастерами; они уже сейчас тренируют детей, своим примером показывая, какими достойными учениками они должны стать в будущем. У нас есть замечательная возможность задать несколько вопросов спортсменам и узнать о их пути от ученика к учителю.
Кирилл Даниленко:
- Помните момент, когда получили свою первую награду?
- Да, помню, 6 марта 2010 год, "открытый кубок Казахстана" г. Караганда. Тогда я проиграл в финале черному поясу, а я на тот занимался меньше года. Я очень сильно радовался и был очень доволен, так как тренер меня похвалил.
- Расскажите о своих тренировках и как Вы восстанавливаетесь?
- Тренировки обычно в начале сезона простые, так как после лета мышцы отвыкают от нагрузки, а после первого месяца занятий план тренировок меняется и нацелен на увеличение выносливости. И на протяжении всего сезона план тренировок меняется в зависимости от приближения соревнований. После тренировок обычно хорошо восстанавливает большое количество углеводов и пару литров воды.
- Скажите, помогает ли Вам спорт в преодолении трудностей в учебе, или, наоборот, мешает?
- Спорт формирует личность, формирует сильные качества таковой. Целеустремленность, терпение, внимание - это те качества, которые, на мой взгляд, вырабатывает человек, занимающийся спортом. Так что мой ответ - спорт только помогает в преодолении трудностей в учебе.
- Что дал Вам спорт?
- Меня он сформировал как личность, и, вообще, спорт занимался моим воспитанием, родители просто занимались таковым с моими двумя братьями. Спорт дал мне работу, которая мне по душе: я передаю свой опыт детям, которые у меня занимаются. И только отдав ему полжизни, я начал получать плоды.
Илья Пахабов:
- В каком возрасте Вы начали тренерскую карьеру?
- В 17 лет.
- Есть ли какие-нибудь сложности в обучении маленьких детей?
- Если не считать дисциплину, то, наверное, и нет.
- Есть ли у Вас увлечения помимо занятий тхэквондо?
- Думаю, нет. Для меня спорт стал основным моим занятием. Спорт – это моя жизнь.
Александр Доменников:
-Расскажите, как спорт пришел в Вашу жизнь?
- Я, как и все, учился в школе, и как-то раз мой одноклассник предложил мне сходить, посмотреть соревнования, проходившее у нас в школе. Мы пришли и мне очень понравилось то, как спортсмены ловко и быстро двигаются. После этого, через несколько дней я пришло в секцию и начал тренироваться.
- А как Ваши близкие отреагировали на выбор именно этого вида спорта?
- Сначала они были против. Не знаю, чем им это не нравилось, но, когда они увидели, что у меня рождается огромный интерес, что я большую часть времени провожу в зале, они поняли, что бросать это дело я не собираюсь и начали, наоборот, поддерживать.
- Есть ли у вас еще какие-нибудь увлечения?
- Наверное, нет. Если бы были, я бы сразу сказал. Но, когда-то это был спорт, только это потом переросло для меня в смысл жизни.
В рамках Дня спорта и здоровья ребята выступили в Новосибирской классической гимназии №17 и поразили нас своей техникой и мастерством. Мы рады, что древнее искусство живет и с большим интересом наблюдали за точными движениями спортсменов. Будем надеяться, что в следующем году спортсмены не откажутся выступить перед гимназистами снова, а выпускники этого года, в том числе и я, пожелаем им удачи, терпения и благодарных учеников.