Как написать критический этюд? Шпаргалка для рецензента
Вы занимаетесь творчеством, пишете стихи или прозу и непременно хотите быть замеченными? Увы, одно из главных правил литературного пространства гласит: чтобы получать яркие и красочные отзывы на собственные творения, нужно уметь самому их составлять.
К сожалению, именно в этом талантливые люди часто дают слабину. При всём богатстве лексикона им часто бывает трудно подобрать слова, чтобы справедливо и пространно оценить коллегу. Поэтому нет ничего плохого, чтобы вставить в свой отзыв несколько устойчивых элементов. О чём же мне писать?
1. Смысл названия. Часто авторы используют нестандартные, даже эпатажные названия для своих текстов. Автору будет приятно, если вы проанализируете заголовок и, возможно, считаете тайные, зашифрованные в нём смыслы. Даже если глубокого потока ассоциаций не возникает, а название просто и незатейливо, никогда не будет лишним указать на его связь с работой: дано ли оно по имени главного героя, представляет ли собой выразительную деталь, намекает ли на главную проблему, важную сюжетную линию и т. д.
2. Круг основных явлений в произведении. Один литературный текст на другой, конечно, не приходится: в одном из них круг явлений может быть узок и едва очерчен, а в другом широк и раскрыт подробно. В любом случае, проникаясь темой и идеей произведения, вы неизменно ставите перед собой вопросы о проблематике произведения, о характере конфликта, его завершённости, глубине, парадоксальности. Просто рассуждая о произведении, вы уже пропускаете его через себя и потому оставляете в рецензии крупицу собственного мнения и души.
3. Сюжет и композиция. Как ни банально, но и об этом тоже надо сказать. Во-первых, автору будет приятно, если вы заметите нетипичные и интересные ходы в структуре его работы, а во-вторых, характеристика сюжета, основных мотивов позволяет сформировать целостное, более полное впечатление о работе. К чему же мне придраться?
Негативная критика не воспринимается как нечто ужасное и придирчивое только в одном случае: когда она доказательна и неопровержима. Но не стоит бояться указывать авторам на шероховатости и неувязки в работах, даже если это признанный и горячо любимый автор. И у великих бывают промахи, а недостаточно опытные авторы вообще часто грешат подобным.
1. «Законсервированный текст». Чеховская Вера Иосифовна, писавшая романы и повести о том, «чего никогда не бывает в жизни», недалеко ушла от подобного. Мёртвый текст, не представляющий художественной ценности, следует обрубать на корню.
2. Незавершённые сюжетные линии, лишние фразы, ни о чём не говорящие, ни во что не выливающиеся, брошенные намёки, забытые и неработающие детали, лишние диалоги, пустые описания.
3. Герои «без лица» — серые, расплывчатые, как следует не прописанные автором, словно бесформенное тесто.
Фразы-клише для поклонов, благодарностей и оваций: Я (очень, невероятно, премного, до глубины души, крайне, в высшей степени, глубоко, искренне, до дна души, всецело, бесконечно) доволен/ счастлив/ рад/ ошарашен/ умилён/ растроган/ впечатлён/ смущён/ обрадован/ удивлён/ удовлетворён и т. д. «Ощущаю прилив эндорфина после…» «Душа наизнанку после…» «Поклон и реверанс вам за…»